Падение рынка продаж автомобилей: владимирская проекция

За это лето мы буквально потонули в непрекращающейся информационной волне, спровоцированной ситуацией на Украине, американскими и европейскими санкциями и теперь уже нашим Крымом. В то время как одна из определяющих сфер автотематики - продаж машин - переживает далеко не лучшие времена. Испугаться есть чего; продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в последний месяц первого полугодия 2014 года упали на рекордные 17,3 %. Если выражаться в штуках, то было продано на 40 000 автомобилей меньше, чем в прошлом году. Кроме того, согласно мнению компаний-участников мирового Комитета Автопроизводителей, ослабление рынка еще не закончилось. Комитет прогнозирует спад продаж еще на 16 % за оставшиеся полгода. Какова ситуация с продажами у ведущих официальных дилеров во Владимирской области? В чем они видят причины падения рынка? С пессимизмом или оптимизмом смотрят в будущее? Об этом я решил узнать у руководителей продаж ведущих владимирских автосалонов.



- В России по итогам июня этого года зафиксировано общее падение рынка продаж автомобилей на 17.3 %. Что можно сказать о ваших брендовых автосалонах, какова ситуация?
- По моей информации, падение автомобильного рынка Владимирского региона не столь существенно. Но как факт оно закономерно: для этого есть объективные причины, спровоцировавшие это. Что касается наших брендов, то если сравнивать с результатами в целом первого полугодия 7013 года, то практически все бренды показывают рост продаж. Связано это с тем, что в прошлом году нам не удалось осуществить все задуманное и достичь желаемого результата. Тогда мы решили поменять стратегию развития, многое проработали в изменении ключевых бизнес-процессов. В частности, существенный прирост мы наблюдаем по продажам автомобилей HYUNDAI - около 20 % по сравнению с 2013 годом. Также серьезное увеличение продаж по Ssang Yong - 17 %, и мы держим эти продажи на высоком уровне. По поводу «китайцев»: Geely остались на прежнем уровне, немного снизились продажи по Great Wall, чуть-чуть упал УАЗ.
Наши салоны упадка не видят - ни Toyota, ни Lexus. В целом, рост продаж по итогам полугодия по России составил Ь,8 % по Toyota и 17 % по Lexus. Пока работаем в нормальном режиме, выполняем план. Есть у нас бестселлеры Toyota - это Rav, Сагпгу и Corolla, новые модели которых хорошо проявили себя. Я считаю, что это удается благодаря тому, что Toyota Motor уже давно заявила о повышении цен, и мы уже прошли этот этап. И клиенты, увидев небольшое повышение стоимости, не изменили своих намерений. Потому что они готовы платить на качество автомобилей. У Toyota не бывает дешевых автомобилей и комплектаций. Даже в начальном сегменте есть все для безопасной езды и комфорта. Мы действительно видим небольшую стагнацию рынка. Однако бренду Renault удается держаться на плаву. Благодаря тому, что у нас обновился Logan (это наша ключевая модель), продажи практически не упали по отношению к прошлому году. Если говорить о цифрах, то на данный момент мы даже отмечаем небольшой рост продаж - около 3 % в сравнении с 2013 годом.

- Каково Ваше мнение: причины комплексного падения рынка и как решить проблему?
- Причины падения продаж вижу в следующем (я прогнозировал это еще в феврале - марте этого года). У любой нестабильной ситуации, любого кризиса всегда есть 4 этапа. Первый - нездоровый ажиотаж и рост продаж до кризисного явления, потом само падение, потом стагнация и снова рост, уже в феврале было четко понятно, что из-за ситуации с Крымом и Украиной, а также с Олимпиадой в Сочи, был искусственно создан необоснованный спрос на автомобили. Поэтому те, кто планировал покупку в апреле, мае, июне, совершили ее в феврале - марте, с максимальными скидками, которые предложили автопроизводители потребителям. Это основная причина, почему сегодня падение рынка такое большое. Также на ситуацию ощутимо повлияло сворачивание в конце 2013 года программы льготного кредитования. Это сушит рынок - программа реально давала свои плоды. Следовательно, раз ставки стали повышаться, снизилась доступность кредитных ресурсов, а значит и продажи.
Причина подорожания автомобилей на рынке довольно банальна: инфляция. Дорожает все: от хлеба и молока до автомобилей премиум-класса. К тому же, мы привязаны к курсам валют. Рассчитываются клиенты с нами, конечно, в рублях, но производства валютные. Поэтому, если происходит резкий скачок курсов иностранных валют и удешевление рубля, то это может существенно отразиться на ценах - они резко вырастут. Это произошло, как все мы помним, в 2008 году. Причина - это макроэкономическая ситуация, которая сложилась. Люди стали бояться покупать дорогие вещи. Это немного похоже на 2008 год, когда было резкое падение рынка. Оно тогда произошло в один момент, и никто его не ждал. Сейчас такого бума нет, продажи плавно снижаются. Другая причина - произошло некоторое насыщение рынка. Многие, кто хотел приобрести нужные автомобили, уже их купили и пока менять не собираются. Если мы опять-таки вспомним 2008 год, то тогда были очень популярны покупки новых автомобилей.

- Что можете сказать о ценовой политике своих автобрендов? Насколько она объективна экономической ситуации в стране и возможностям потребителей?
- Есть несколько брендов, с ценовой политикой которых я бы поспорил. Например, Mitsubishi, а также китайские автомобили. На месте производителей я бы хорошо подумал, прежде чем ощутимо повышать цены. Доходы населения остаются прежними, проценты по кредитам не радуют. Получается, это неминуемо грозит нам снижением покупательской способности и падением продаж. Хотя, если взять статистику по России, то средняя стоимость покупаемого автомобиля сейчас возросла до 900 000 рублей, а 3 года назад была около 600 000 рублей. Я уже говорил о плавном подорожании бренда Toyota. это было правильное решение, поскольку сейчас некоторые производители. в частности, Nissan, только начинают выпускать на рынок автомобили уже с новой ценой. Toyota - эго массовый сегмент, хотя недешевый, но люди готовы платить за эти автомобили. Если к нам приходит клиент, и мы видим, что ему больше подошел бы автомобиль класса премиум. то предлагаем ему варианты под маркой Lexus. Салоны находятся рядом, и это очень удобно.  У нас есть и бюджетные, и семейные автомобили, нет только класса премиум. А. В, С - каждый из этих классов рассчитан на свою группу населения. Если взять Logan, то конкурентов в сегменте по соотношению иена/качество у него очень мало, это один из самых доступных автомобилей. На российском рынке конкуренты у него появились только в 2012 году, то есть спустя 10 лет после выпуска модели. В этом же году появилась новая модель Renault - Duster. И пока ситуация повторяется - никто не может предложить таких возможностей и комплектации кроссовера по столь бюджетной цене и в этих комфортных рамках. Что касается подорожания, то Renault с начала года повысил цены в среднем на б %. Хоть сейчас и локализация бренда довольно высока - 80 % автомобилей собираются в России, но комплектующие все-таки импортного производства (силовые агрегаты, коробки, электроника), европейского. Плюс мы привязаны к курсу евро, разницу в курсах за 8 месяцев вы видите.

- Какие автомобили сейчас лучше всего продаются?
- Растут продажи по сегменту кроссоверов, поскольку у нас зачастую длинная и холодная зима, а дороги оставляют желать лучшего. Медленнее всего падает рынок на сегменты В и С. Все-таки, сейчас в такой нестабильной ситуации будет очевидна тенденция к снижению стоимости покупаемого автомобиля, как бы мы не старались предлагать клиенту более дорогие и интересные версии. Поэтому продажи по сегменту D уже упали на 20 % по сравнению с 2013 годом. Что касается типа кузова, то пока лидерство сохраняют седаны, но уже чувствуется тенденция роста продаж универсалов, потому что люди начали понимать и осознавать, что это практично и удобно. На каждый автомобиль есть свой покупатель. Все зависит от потребностей клиента. Чтобы подобрать ему нужный вариант, мы стараемся понять, как он собирается его использовать, сколько человек у него в семье. Бывает, что человек приходит с четким убеждением купить у нас определенный автомобиль, а уезжает совсем на другом. Сравнивает, и выбирает свое. К примеру, зачем ему полный привод, если он не ездит по бездорожью, а передвигается только по трассам? У нас сейчас лучше всего продается Duster. За ним идут Sandero и новый Logan. На его определенные комплектации даже есть очереди заказчиков, которые готовы подождать нужного варианта. Это как. помните, в фильме «Бриллиантовая рука»: некоторым нужен этот автомобиль, но только с «перламутровыми пуговицами». Им придется подождать до осени.

- Возможно ли предотвратить падение рынка продаж автомобилей и как это сделать?
- Нужна стабильная экономическая ситуация на внешнем рынке, и к людям вновь вернется уверенность и стабильность. Действенным стимулятором роста продаж может стать возобновление программы субсидированного автокредитования, как это было в 2013 году. Что будет дальше - пока не знаю, но не исключаю очередного подорожания автомобилей этой осенью. Однако очевидно, что автомобили сейчас популярны и востребованы людьми. Поэтому, если будет сокращаться рынок новых автомобилей, то неизбежен рост вторичного рынка, развитие которого также есть в наших планах. В целом, не смотря на все негативные тенденции, мы стараемся с оптимизмом смотреть в будущее.
Ситуация на Украине, санкции Америки и Европы - это все политика. Как на нее отреагирует рынок - сказать сложно. Четких прогнозов сейчас я бы делать не стал. В любом случае, мы пристально следим за ситуацией и держим руку на пульсе рынка. И планируем и дальше развиваться. Если мы будем смотреть в будущее с оптимизмом, и экономическая ситуация стабилизируется, то рынок начнет потихоньку расти. Но не будет таких темпов, как в период с 2005 по 2013 год, когда были 2-х и 3-х кратные ежегодные приросты продаж. А можно ожидать роста на 3-5 % ежегодно. В Европе в среднем на 100 000 населения приходится около 700 автомобилей, у нас пока 250-300. Есть к чему стремиться.